1. Вечером, когда зажгут огонь, знахарка становит больного к огню лицом и водит около больного места пальцем, а сама приговаривает:

Огонь, огонь, возьми свой огник, от раба (имя), от черного глазу, от худого глазу. Огню потухать, а огнику засыхать.

Читается заговор три раза. После этого знахарка берет ложку конопляного или деревянного масла, читает над маслом Отчу и опять тот же заговор, и приказывает больному мазать этим маслом больное место.

 

2. Наговаривается на больное место

Чирей-Василий, не ходи ты шире, а поскорей сойди, раба (имя) освободи. В этом доме не являйся, к белу телу не прикасайся. Аминь, аминь, аминь.

 

3. Взять в чашку сливок и говорить над ними следующее:

Раб Божий (имя рек) вставал благословясь и пошел перекрестясь из избы дверьми, со двора воротьми, вышел в чистое поле. Есть в чистом поле сухая шалга; на той шалге трава не растет, и цветы не цветут; а так же у раба Божия (имя рек) не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти. Очищается раб (имя рек). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Затем мажут трижды больное место сливками.

 

4. Очертить средним пальцем правой руки сук у двери или оконного косяка, приговаривая:

Как сохнет и высыхает сук, так сохни и высыхай, болеток; от перста нет огня, от чирья ни ядра.

 

5. Обведя трижды чирий углем или безымянным пальцем и крепко прижав его, нужно произнести:

Ни от каменя плоду, ни от чирия руды, ни от пупыша головы, умри, пропади!

После того должно бросить уголь на опашку, приговаривая:

Откуль пришел, туда и пойди.

 

6. Знахарка берет из веника прутик в роде вилки и, читая трижды следующее, касается им больного места, как бы колет жабу.

Стану я, раба Божия (имя рек), отговаривать наносную болезнь жабу. Пришла жаба добром и отойди, жаба, добром, а не пойдешь, жаба добром, обую жабу в березовые лапти, в ременные оборы и брошу жабу под березов куст, чтобы не болело, чтобы не щемило и пить, есть не мешало у раба Божия (имя рек).