К женщине, начинающей мучиться родами, призывают повивальную бабку. Деревенская повивальная бабка, как только заходит в двери к больной, говорит:

Отпирайте, отпирайте! отперли, отперли. Запрягайте, запрягайте; поезжайте, поезжайте! Поехали, поехали: едут, едут.

Это говорится для того, чтобы больная скорее разрешилась от бремени. После этого бабка осматривает больную и начинает помогать ей своими средствами. Бабка берет квашню, замешивает в нем ржаное тесто и приговаривает:

«Я тебя, квашеночка, творю с вечера до утра; так бы рабице Божией (имя рек) мучиться один часок минутный».

И даст больной принимать это тесто с ложки. Если приведенные слова не помогают, то бабка наливает в какой-либо сосуд воды и шепчет про себя в воду три раза слова:

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Из города Иерусалима идет Иисус Христос. Мати Мария родила Сына, Иисуса Христа, не болевши, не стонавши и люди не слыхавши. Так бы рабице Божией (имя рек) родить младенца не стонавши, не болевши и люди не слыхавши. И дает эту воду пить больной.

Не помогают и эти слова, также в воду говорит другие:

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я, рабица Божия (имя рек), благое ловясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле за дворами, в восточну сторону. В восточной стороне с небес стоит серебряная лестница, по серебряной лестнице ползет Мать Пресвятая Богородица с золотыми ключами, с шелковыми поясами, отпирать, отмывать мясной ларец. Я, рабица Божия, помолюсь и покорюсь: Мать Пресвятая Богородица, отпирай, отмыкай у рабицы Божией (имя рек) мясной ларец, выпускай отрока (или отрочиху) на Божью волю, на белой свет.

Это заклинание в городе Холмогорах произносят так:

Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами. Выйду я в чистое поле, помолюсь и поклонюсь на восточну сторону. На том престоле Господнем сидит пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь пресвятой Матери Божьей Богородице: Пресвятая Мати Богородица, соходи с престола Господня и бери свои золотые ключи и отпирай у рабы Божией (имя рек) мясные ворота, и выпущай младеня на свет и на Божью волю. Во веки веков, аминь.

Говорится трижды на воду, которую дают пить родильнице или которою обкачивают больную.

Еще средство при родах. Бабка идет за водой на реку, почерпает ее в свою посудину девять раз и Девять раз говорит слова:

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Матушка река Вага дала мне ключи пьяны, отпирала гору каменную, пропускала голову костяную.

И воду эту больная должна пить.

Все приведенные здесь слова заканчиваются следующим заклинанием:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, рабица Божия (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле за дворами, к окияну Морю. В окияне-море есть серый, бурый камень, на сером буром камне сидит стар матер человек, держит в правой руке железный молоток, бьет, побивает, крепкие слова прибивает: Я, рабица Божия (имя рок), помолюсь и покорюсь: «ты стар матер человек, бой, побивай; мои крепкие слова прибивай. Возьми тридевять ключей, отпирай тридевять замков, положи мои слона, запри и замкни, снеси бурый камень, чтобы люди не знали и рабы не слыхали.