Как реагировать на спам?

Вопреки бытующему мнению, самая лучшая реакция на спам - полное отсутствие всякой реакции, хоть как-то видимой снаружи. Многие начинающие интернетовские пользователи, начав получать спам и поняв, что это такое, пишут на обратный адрес гневные письма, а иногда и вовсе с проклятиями высылают спамерам page-file от Windows... Так вот, в этом нет никакого смысла. Ни один приличный спамер (если к спамерам вообще можно применять подобные определения) не будет ставить в поле "From" свой реальный адрес. А даже если и будет (например, с целью проверить, какие из адресов в его базе "живые", то есть откликаются), то ваше негодование он никогда не прочитает, а здоровенные письма с аттачами порубает еще на сервере. В подавляющем большинстве случаев для рассылки своего безобразия спамеры используют адреса, которые заводят с помощью роботов на всяких сайтах бесплатной почты (mail.ru, hotmail.com и так далее). Подобные адреса довольно быстро прибиваются администрацией серверов бесплатной почты, но спамеров это не сильно волнует, потому что один адрес, как правило, используется совсем недолго, и потом спамер переключается на следующий адрес, созданный роботом.

Так что не тратьте время, силы, деньги и энергию, выливая свое возмущение в виде километров гневных посланий, обращенных к негодяям спамерам. Они эти послания не получат. А если и получат, то не прочитают. Просто ваш адрес, как отреагировавший, будет занесен в отдельную "элитную" базу живых адресов, которая продается значительно дороже (многие спамеры зарабатывают тем, что продают базы накопленных адресов; кстати, письма с предложениями таких баз также часто попадаются в спаме). 

Как сделать так, чтобы вообще не получать спам?

На самом деле это не так уж и сложно. Сделать так, чтобы вы вообще никогда не получали спам - почти невозможно, однако сделать ящик, на который не будет приходить спам, несложно. Дело в том, что просто так вычислить ваш e-mail адрес, в отличие от адреса www-странички, - довольно непросто. У спамеров он появится только тогда, когда будет где-то опубликован: в форуме, на чате, на вашей страничке, в списке рассылок и так далее. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш адрес не попал к спамерам - НЕ ПУБЛИКУЙТЕ ЕГО НИГДЕ! И желательно не указывайте его в подписи письма (в этом случае он может "засветиться" у ваших абонентов, которые для чтения почты используют www-интерфейс). 

Кроме того, следует иметь в виду, что адреса на серверах, предоставляющих бесплатные почтовые ящики, также нередко становятся добычей спамеров. Исключение составляют сервера расположенные у профессиональных хостеров, которые используют надежные data center's. 

Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш адрес засветился у спамеров, выполняйте следующие нехитрые условия: 

1) Заведите этот адрес не на бесплатном сервисе (любой приличный провайдер к договору предоставляет почтовый ящик на своем сервере; как правило, такие адреса к спамерам не попадают). 

2) Никогда и ни под каким видом не публикуйте этот адрес на www-страничках (не указывайте его в письмах на форумах, не ставьте его на своих страничках, не ставьте его в подписи письма). Если же вам позарез нужно опубликовать адрес в ответ на какое-то письмо в форуме - публикуйте его через пробелы: имя @ домен.ru - в этом случае, существенно меньше шансов, что он попадет в спамерскую базу. 

3) Никогда не указывайте этот адрес в формах регистрации на различных серверах. Заведите отдельный бесплатный адрес - только для регистраций - и используйте именно его. 

Как эффективно осуществлять фильтрацию спама?

Способ первый

Фильтрация писем по уже известным спамерским адресам, ключевым словам в теме письма и техническим строчкам заголовка. 

Спамерские адреса берутся из получаемых писем. Разумеется, каждый спамерский адрес заносить - это слишком долго, поэтому я обычно заношу в черный список те адреса, откуда спам приходит не один раз. 

Заголовки письма... Нередко спамеры пользуются одним и тем же заголовком письма (темой, Subject'ом), под которым рассылают дикие количества писем, например: 

Рассылки вашей рекламы! 
РУССКОЕ ПРОДВИЖЕНИЯ 
Количество мест ограничено 
Эффективная защита бизнесса 
Специальные скидки 
Что такое семминар 
Надежный кадровый менеджмент и т.п. 

Способ второй

Предположим, ваш почтовый адрес данного ящика - pupkin@meil.ru. Вы создаете в почтовом редакторе правило, в котором указываете, что все письма, где в поле "Кому" не содержится pupkin@meil.ru, нужно складывать в отдельную папку, которая называется "Спам" (или "На выкидыш", или "Мусор", или "Обломки кораблекрушений", или "Какая-то лабуда" - назовите, как вам будет угодно). Причем в фильтре настройте, чтобы эти письма сразу помечались как просмотренные, дабы они не мозолили вам глаза (не знаю, умеет ли это делать Outlook Express). Далее достаточно раз в неделю проглядывать заголовки писем в этой папке - просто "на всякий пожарный" - и грохать там все, потому что на 99,99999% туда будет попадать только спам. Нужное вам письмо в эту папку может попасть только в том случае, если ваш абонент адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. поставит в скрытый список адресатов. Но вряд ли кому-нибудь из них понадобится это делать. Кроме того, на этот случай вы и просматриваете подобные письма. 

Но тут нужно соблюдать известную осторожность. Дело в том, что многие рассылки, на которые вы подписываетесь (какая-нибудь Subscribe.ru, например;), отправляют письма без указания адресата, точнее, в поле "Кому" содержится не ваш адрес. Чтобы такие письма не принимались почтовым редактором за спам, вам нужно сделать следующее: создать правило (фильтр), по которому письма от данной службы рассылки складывались бы в отдельную папку (это в любом случае имеет смысл сделать). А фильтр, по которому письма, где в поле "Кому" нет вашего адреса, откидывались бы в папку "Спам" сделайте последним в списке фильтров. Таким образом рассылки не будут попадать под действие этого фильтра. 

Способ третий

Доступный практически только пользователям TheBat!'а. "Бат" умеет делить почту на "известную" и "неизвестную". В "известную" (в соответствующую папку) попадают только те письма, адресаты которых содержатся в вашей адресной книге (в Outlook Express при желании можно настроить подобную возможность, но там список адресатов из книги вам придется добавлять ручками и периодически обновлять; "Бат" же умеет сам отслеживать всех абонентов книги). Это очень удобно для тех, кому крайне редко приходят письма от незнакомцев. Достаточно читать только папку "известные", а "неизвестные" время от времени проглядывать, чтобы вычистить оттуда 98% спама и выловить письма от незнакомцев. Правда, лично мне такой способ не очень удобен, потому что от неизвестных мне адресов каждый день приходят десятки писем. Однако зато "известные", благодаря такому фильтру, я читаю в первую очередь. 

Общие рекомендации по борьбе со спамом

- Не заводите адрес на серверах бесплатной почты (эти базы адресов нередко попадают к спамерам). 

- Для личной и деловой переписки используйте почтовый ящик, адрес которого никогда не публикуется в Интернете (в форумах, чатах, подписках, регистрациях, на домашних страничках, в гостевых книгах и так далее). 

- Никогда не отвечайте спамерам, как бы вам ни хотелось излить им свое негодование (они эти письма просто не увидят). 

- Никогда не пытайтесь кликнуть в спамерском письме ссылку, приведенную якобы "для отписки от этой рассылки". 

- Если с одного и того же адреса постоянно приходят спамерские письма (или же вас подписали на спамерскую рассылку) - заносите этот адрес в черный список и удаляйте письма от него прямо на сервере. 

- Создайте правило, по которому письма, где в поле "Кому" не указан ваш адрес, валились бы в отдельную папку с надписью "Спам" - это почти всегда будет спам (не забудьте только создать отдельное правило для рассылок, которое нужно поставить вперед).