Если воздух обладает плотностью и может создавать давление, то нельзя ли на него опереться? И хотя нашему далекому предку ничего не было известно об опытах, доказывающих существование атмосферного давления, интуитивно он понимал, что если очень сильно замахать руками то, глядишь, от воздуха удастся оттолкнуться, как птице.

Мечта о полете сопровождала человека, сколько он себя помнит. Об этом говорит известнейшая легенда об Икаре. Многие изобретатели пытались взлететь, приделывая к рукам подобие крыльев. Великий Леонардо даВинчи набросал проект летательного аппарата, работающего только на мускульной силе человека. Идеей аэроплана грезили вплоть до XIX века.

Однако природа не позволила человеку летать подобно птице. Но она наградила его разумом, который помог изобрести аппарат тяжелее воздуха, способный оторваться от земли и поднимать не только себя, но и человека с грузами.

Как же удалось создать такую машину? Ведь глядя даже на воздушного змея, можно заметить, что при обдувании его ветром возникает сила, тянущая его вверх. А теперь «поменяем» змея и ветер местами. Пусть воздух станет неподвижным, а змей устремляется вперед, как если бы к нему приделали двигатель. Да, собственно, вы совершаете то же самое, когда бежите, натягивая бечевку, привязанную к змею. Что происходит? Змей взмывает ввысь.

Так вот, если сделать большого змея, правильно рассчитать его наклон к горизонту, то при разгоне с помощью двигателя возникает подъемная сила. При достаточной скорости она оторвет наш аппарат от земли! Именно благодаря этой силе и взлетают самолеты.

 

Что держит самолет в воздухе? Крылья, ответите вы. Верно, а что держит крылья?

Если посмотреть на крыло самолета в сечении, то можно найти его сходство с крылом птицы. Впереди — утолщение, которое потом сходит почти на нет. Причем эта форма крыла, как говорят, несимметрична, то есть длина крыла сверху больше, чем снизу. Набегающий поток воздуха проходит разный путь при обтекании крыла с двух сторон. Огибая выпуклость на верхней стороне, воздух вынужден двигаться быстрее, чем при движении снизу. А в этом случае боковое давление воздуха уменьшается. Это легко заметить, если вы возьмете в руки два листика бумаги и подуете между ними. Листики притянутся друг к другу, что скажет нам об уменьшении давления внутри них.

Нижняя же плоскость крыла наклонена по отношению к набегающей струе воздуха. И, как у воздушного змея, бьющий в крыло воздух подталкивает его вверх. Эти две причины по-своему объясняют эффект подъема.