Что произошло?

Наибольшая в истории волна от цунами была зарегистрирована в заливе Литуя, который расположен в американском штате Аляска, на узкой полосе территории США, «прижатой» к Тихому океану Канадой. Вечером 9 июля 1958 года в результате землетрясения и оползня в разломе Фейрвезе со скал на северо-восточном берегу залива в воду упало 30,6 милиона кубометров твердой породы. Эта огромная масса камней опустилась в воду с высоты примерно 910 метров в бухте Гильберта, юго-западный берег которой подвергся удару мощнейшего цунами, возникшего в результате катаклизма. Удар волны был такой силы, что стихия фактически уничтожила полоску суши, косу Ла Гаусси, которая отделяет бухту от остальной части залива Литуя.

Волна затем пошла дальше, вдоль всей длины залива, через отмель Ла Гаусси и вторглась в залив Аляска. Мощный удар массы воды уничтожил всю растительность вплоть до высоты 524 метров над уровнем моря. Миллионы деревьев были вырваны с корнями и смыты в океан. Эта волна является рекордной по высоте ее фронта за всю историю наблюдений.

Залив Литуя представляет собой достаточно узкую полоску воды на северо-восточном берегу залива Аляска. Вблизи берегов залива поверхность воды покрыта льдом. Длина залива 11,3 км, а ширина 3,2 км. Максимальная глубина здесь 219 метров, но на перешейке, который отделяет залив от океана, до дна чуть ли не достать рукой – всего 9,7 метра. Линия перешейка соединяет вершину косы Ла Гаусси с мысом Харбор Поинт.

Разлом Фейрвезе пролегает вдоль северо-восточной оконечности залива Литуя и вместе с полосой залива образует Т-образную впадину земной поверхности. Под действием многовекового движения ледника вдоль относительно небольшого участка разлома образовалось углубление, известное как впадина Фейрвезе. Ледник Литуя и ледник Северного Гриллона наполняют льдом впадину Фейрвезе, который затем уходит на юго-запад вдоль залива Литуя. В местах, где ледник Литуя и ледник Северного Гриллона выходят на поверхность воды, расположены, соответственно, бухта Гильберта и бухта Гриллона.

Что же произошло 9 июля 1958 года? В тот вечер огромная скала обрушилась в воду с крутого обрыва, возвышающегося над северовосточным берегом бухты Гильберта. Область обрушения помечена на карте красным цветом. Удар неимоверной массы камней с очень большой высоты вызвал небывалое цунами, которое стерло с лица земли все живое, что находилось на всем протяжении берега залива Литуя вплоть до косы Ла Гаусси. После прохождения волны по обоим берегам залива не осталось не только растительности, но даже почвы, на поверхности берега была голая скальная порода. Область повреждения показана на карте желтым цветом. Цифры вдоль берега залива обозначают высоту над уровнем моря края поврежденного участка суши и примерно соответствуют высоте прошедшей здесь волны.

Свидетельства очевидцев

Мистер Ховард Дж. Ульрих на своей яхте, которая называется «Эдри», вошли в акваторию залива Литуя около восьми вечера и стали на якорь на девятиметровой глубине в маленькой бухточке на южном берегу. Ховард рассказывает, что внезапно яхта начала сильно раскачиваться. Он выбежал на палубу и увидел, как в северо-восточной части залива скалы пришли в движение из-за землетрясения и в воду начала падать огромная глыба породы. Примерно через две с половиной минуты после землетрясения он услышал оглушающий звук от разрушения скальной породы.

«Мы точно видели, что волна пошла со стороны бухты Гильберта, точно перед тем, как закончилось землетрясение. Но сначала это была не волна. Сначала это было больше похоже на взрыв, как будто бы ледник раскалывался на части. Волна вырастала из поверхности воды, поначалу ее почти не было видно, кто бы мог подумать, что потом вода поднимется на полукилометровую высоту.»

Ульрих рассказал, что он наблюдал весь процесс развития волны, которая достигла их яхты за очень короткое время – что-то около двух с половиной или трех минут, с тех пор, как ее впервые можно было заметить. Поскольку нам не хотелось потерять якорь, мы полностью вытравили якорную цепь (примерно 72 метра) и запустили двигатель. На полпути между северо-восточным краем залива Литуя и островом Сенотаф можно было видеть стену воды тридцатиметровой высоты, которая простиралась от одного берега до другого. Когда волна подошла в северной части острова, она разделилась на две части, но пройдя южную часть острова, волна снова стала единым целым. Она была гладкой, только сверху был небольшой гребешок. Когда эта водяная гора подошла к нашей яхте, ее фронт был достаточно крутой, и высота его была от 15 до 20 метров. Перед тем, как волна пришла в то место, где находилась наша яхта, мы не ощутили никакого понижения воды или иных изменений, за исключением легкой вибрации, которая передавалась по воде от тектонических процессов, которые начали действовать во время землетрясения. Как только волна подошла к нам и начала поднимать нашу яхту, якорная цепь сильно затрещала. Яхту понесло по направлению к южному берегу и затем, на обратном ходе волны, по направлению к центру залива. Вершина волны была не очень широкой, от 7 до 15 метров, и задний фронт был менее крутой, чем передний.

Когда гигантская волна пронеслась мимо нас, поверхность воды вернулась к своему нормальному уровню, однако мы могли наблюдать вокруг яхты множество турбулентных завихрений, а также беспорядочных волн шестиметровой высоты, которые перемещались от одного береза залива к другому. Эти волны не образовывали сколько-нибудь заметного движения воды от устья залива к его северо-восточной части и обратно.

Через 25…30 минут поверхность залива успокоилась. Вблизи берегов можно было видеть множество бревен, веток и вырванных с корнями деревьев. Весь этот хлам потихоньку дрейфовал в сторону центра залива Литуя и к его устью. Фактически в ходе всего инцидента Ульрих не утратил контроль над яхтой. Когда в в 11 вечера «Эдри» подошла ко входу в залив, там можно было наблюдать нормальное течение, которое обычно вызвано суточным отливом океанской воды.

Другие очевидцы катастрофы, супружеская чета Свенсон на яхте под названием «Бэджер», вошли в залив Литуя около девяти вечера. Сначала их судно подошло к острову Сенотаф, а затем вернулось в бухту Анкоридж на северном берегу залива, недалеко от его устья (см. карту). Свенсоны стали на якорь на глубине около семи метров и отошли ко сну. Сон Уильяма Свенсона был прерван из-за сильной вибрации корпуса яхты. Он побежал в рубку управления и стал хронометрировать происходящее. Немногим более минуты от того момента, когда Уильям впервые почувствовал вибрацию, и, вероятно, перед самым концом землетрясения, он посмотрел в сторону северо-восточной части залива, которая была видна на фоне острова Сенотаф. Путешественник увидел нечто, которое он принял сначала за ледник Литуя, который «поднялся в воздух и начал двигаться навстречу наблюдателю. «Казалось, что эта масса твердая, но она прыгала и покачивалась. Перед этой глыбой в воду постоянно падали большие куски льда». Через короткое время «ледник исчез из поля зрения, и вместо него в том месте появилась большая волна и пошла в направлении косы Ла Гаусси, как раз туда, где стояла на якоре наша яхта». Кроме того, Свенсон обратил внимание на то, что волна затопила берег на очень заметной высоте.

Когда волна прошла остров Сенотаф, ее высота была около 15 метров по центру залива, и плавно уменьшалась вблизи берегов. Она проходила остров приблизительно через две с половиной минуты после того, как ее можно было впервые заметить, и достигла яхты «Бэджер» еще через одиннадцать с половиной минут (примерно). Перед приходом волны Уильям, также как и Ховард Ульрих, не заметил никакого понижения уровня воды или каких-нибудь турбулентных явлений.

Яхту «Бэджер», которая все еще стояла на якоре, подняло волной и понесло в сторону косы Ла Гаусси. Корма яхты при этом находилась ниже гребня волны, так что положение судна напоминало доску для серфинга. Свенсон посмотрел в этот момент на то место, где должны были быть видны деревья, произрастающие на косе Ла Гаусси. В тот момент они были скрыты водой. Уильям отметил, что над макушками деревьев находился слой воды, равный примерно двум длинам его яхты, около 25 метров. Пройдя косу Ла Гаусси, волна очень быстро пошла на спад. В том месте, где стояла яхта Свенсона, уровень воды начал понижаться и судно ударилась о дно залива, оставшись на плаву недалеко от берега. Через 3-4 минуты после удара Свенсон увидел, что вода продолжает течь над косой Ла Гаусси, пронося бревна и другие обломки лесной растительности. Он не был уверен, что это не было второй волной, которая могла бы перенести яхту через косу в залив Аляска. Поэтому супруги Свенсон оставили свою яхту, перебравшись на небольшую шлюпку, с которой их подобрало рыболовецкое судно пару часов спустя.

Во время происшествия в заливе Литуя было и третье судно. Оно стояло на якоре у входа в бухту, и было потоплено огромной волной. Никто из находившихся на борту людей не выжил, погибших предположительно двое.

Исследования по свежим следам

Перед тем, как состоялись описанные здесь события, сотрудник Геологической службы США Дон Миллер собирал рассказы очевидцев аналогичных катаклизмов в заливе Литуя. Он задокументировал как минимум четыре случая больших волн, которые можно было наблюдать здесь задолго до июля 1958 года. Предположительно, аналогичные цунами здесь происходили в 1936, 1899, 1874 и 1853(или 1854) гг. Все эти волны были достаточно большой высоты, но следы их воздействия на берега залива были устранены июльской волной 1958 года. Миллер был на Аляске, когда в заливе Литуя случалось цунами, и прилетел на место катаклизма сразу же на следующий день, что дало ему возможность изучить свежие следы явления.

Миллер в своем докладе сделал вывод, что в заливе Литуя существуют условия возникновения цунами по нескольку раз за столетие. Интересно, когда же произойдет следующее?