Даже начинающий фотолюбитель знает, что если главный объект (будь то человек, здание или чайник, окруженный чашками) поместить строго в центр кадра, то снимок получится невыразительным (и дилетантским). Возникает вопрос: как его разместить на фото? Ведь придется учитывать, ляжет ли объект на выбранный фон, не выпадет ли из сюжета, будет ли выделяться среди второстепенных объектов и гармонично с ними взаимодействовать и массу других тонкостей. Не нужно бояться или изобретать велосипед — людям искусства давным-давно подсобили математики, выведя формулу золотого сечения, позволяющую передавать визуальную информацию в двухмерном изображении максимально эффективно для человеческого глаза.

Правило золотого сечения, или правило третей, придумали еще отцы-основатели классической геометрии древние греки Пифагор и Евклид. Без всяких офтальмологических приборов они подметили, что человеческий глаз в первую очередь фиксирует центральную часть изображения — 1/9 от общей площади — и при этом движется слева направо, потом вниз и налево, потом снова направо (на манер латинской буквы Z). В живописи золотое сечение стали с успехом применять в эпоху Возрождения. Из живописи оно перекочевало в фотографию, и наряду с масштабированием (грамотное отображение удаленных друг от друга объектов и создание эффекта глубины) и тональным построением кадра (грамотное использование цветов и их сочетаний) правило золотого сечения является одним из базовых в композиции.

Освежать свои школьные знания и вооружаться циркулем и транспортиром не понадобится. Правило золотого сечения предельно просто: с помощью горизонтальных и вертикальных линий мы мысленно делим видоискатель на девять одинаковых секторов. Четыре центральные точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий и будут для нас ключевыми. При простой композиции — например дрейфующий корабль в море — достаточно поместить главный объект в одну из этих точек, и фотография заиграет. Если корабль не дрейфует, а рассекает волны и они тоже представляют интерес, то лучше поместить его в одну из двух верхних точек. А если море скучное, зато на небе появились пушистые облака, то место корабля — в одной из двух нижних точек. Отсюда следует еще одно правило: лучше, когда линия горизонта будет совпадать с одной из наших воображаемых горизонтальных линий. Ставить горизонт по центру следует лишь при съемке отражений (дом на берегу озера), да и то слишком уж строгий расчет может сделать фотографию сухой. А вот для съемки горизонта по диагонали нужны очень веские основания, и начинающему фотографу лучше не баловаться подобными экспериментами, а сосредоточиться на отработке правила золотого сечения.

Когда в сюжете фигурируют два и более объекта (например, корабль на горизонте и лодка на переднем плане), то их следует развести в противоположные по диагонали углы (корабль в верхнюю левую точку, лодку в нижнюю правую, и наоборот). Тут есть одна маленькая хитрость: наши знания в считанные миллисекунды позволяют определить, куда плывут корабль и лодка. Если навстречу, то их можно поместить в кадре подальше друг от друга — наше восприятие их и так приблизит. Если в разные стороны, то важно не допустить, чтобы объекты уплыли из кадра. А если в одну сторону, то стоит проследить, чтобы большая лодка (главный объект на переднем плане) не догнала и не проглотила маленький кораблик. Для европейца, читающего слева направо, корабль, движущийся вправо, мчится на всех парах и уплывает прочь, а влево — приплывает на тихом ходу.

Динамичный сюжет — залог хорошей фотографии. И здесь нам помогут золотые линии и точки. Ветер кружит опавшую листву — пусть круг пройдет вдоль какой-либо из линий и пересечет пару точек, фотография получится наиболее привлекательной. Человек, неподвижно стоящий в полный рост вдоль одной из вертикальных линий, уже что-то делает. И даже при съемке какого-либо ритмического рисунка без четко выраженного главного объекта (а чаще при его отсутствии) фотографу необходимо иметь в виду волшебную силу четырех точек — ведь по ним-то мы и читаем фотографию.

Не беда, если вы возьмете готовую фотографию, расчертите ее на сектора и обнаружите, что объекты чуть-чуть не вписываются в точки и линии, — в конце концов, мы ценим искусство именно за эти «чуть-чуть». Но чтобы в поисках своего стиля смело нарушать правила, их нужно знать.