В старину на Руси при дворе и в дворянских домах действовали весьма строгие правила поведения. А в деревнях существовал свой этикет, дошедший до нас в виде различных примет. Их предназначением было уберечь людей от бытовых неприятностей, в том числе связанных с потусторонними силами.

Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут.

Это поверье имеет прежде всего этический смысл. В отличие от животных, которые едят, стараясь скрыться в укромном месте, человек должен питаться открыто, поскольку пища ему ниспослана Богом за груды праведные. Если же кто-то ест в темноте, значит, он скрывается. Таиться же человек может потому, что ворует и чувствует из-за этого стыд. В таком случае есть опасность, что и дети пойдут по его стопам.

С ножа не ешь — злым будешь.

Эта примета связана с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. С бытовой же стороны дело обстоит проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. В этом случае он наверняка разозлится и будет неудобен для окружающих.

Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими — тогда увидишься с ними и на том свете.

Раньше говели, то есть соблюдали посты перед исповедью и причастием. А бублик — символ круга, таинственной вечности. Очистившемуся от грехов человеку следовало включить в нее близких ему людей, чтобы сделать им тем самым приятное. А встреча на том свете — благое последствие дружной, бесконфликтной жизни с ними на Земле.

Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может.

Смысл этого предостережения в следующем. Порог отделяет домашнее, защищенное пространство от чужого, где обитают разные силы, в том числе и недобрые. Поэтому если человек не побережется, переступая эту границу с открытым, жующим ртом, есть риск, что в него может вселиться нечистый. А бытовой смысл поверья в том, что не следует принимать пищу на ходу, второпях глотая ее кусками.

Не ешь во время учения: заешь выученное.

В этом поверье отражено уважительное отношение к пище как к награде, ниспосланной Богом. Поэтому принимать ее нужно вдумчиво, благодаря Господа, а не кое-как, мимоходом. Кроме того, у поверья есть и физиологическое значение: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное «заедается», то есть попросту не запоминается и не усваивается.

Ложку после обеда на столе забыть — к гостю.

В старину было строгое правило: после трапезы хозяйка должна все убрать со стола, чтобы в отсутствие людей нечистая сила не испоганила столовые приборы. Но такой мелкий предмет, как ложку, она случайно могла и забыть. Чтобы оправдать ее оплошность, видимо, и была придумана эта примета.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай — это к голоду.

Воткнутый в хлеб без дела нож — это кощунство. Хлеб может обидеться и постараться не бывать в этом доме. Вообще уважительное отношение к этому важнейшему продукту отражено и в других приметах, таких как, например, запрет доедать чужой кусок хлеба. Считалось, что этим можно забрать чужое счастье. Нельзя также было есть хлеб за спиной другого человека, чтобы не съесть его силу. А давшего во время еды хлеб со стола собакам и вовсе ожидала бедность.

Посуду с питьем нельзя держать открытой — нечистая сила поселится.

Верили раньше, что открытые сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. На самом же деле суть поверья в том, что воду в ведрах, как и прочее питье, надо закрывать, чтобы туда не попадали мухи и пыль.

Поперхнулся за столом — кто-то к обеду спешит.

Считалось, что любое происшествие за столом — это знак свыше. Поэтому торопливость в принятии пищи связывалась с торопящимся гостем. Вместе с тем в этой примете заложено и осуждение поспешности во время еды.

Не убирай в дому, когда хлеб в печи, — достатка не будет.

Поскольку к хлебу относились как к живому, одухотворенному существу, то приборка во время его выпечки — это знак оскорбительного неуважения к нему. В бытовом плане это поверье следует понимать как совет: не нужно делать сразу несколько дел — ни одно толком не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.